Новости партнеров
Культура / Краеведение

Псковские зодчие в строительстве подмосковных храмов

24.03.2014 17:56|ПсковКомментариев: 2

О храме Преображения Господня, который находится в подмосковном селе Остров и имеет отношение к псковским зодчим, я впервые узнала из диссертации  Е.Н. Морозкиной «Зодчество Пскова как наследие», когда в 2004 году начинала на её основе готовить двухтомный альбом «Церковное зодчество древнего Пскова».

Помочь мне в сборе иллюстраций к книгам я призвала Евгения Зинкевича  (Псковская область), Андрея Пономарёва (Московская область), Владимира Хателовича (город Остров), Алексея Денисова (Казань и Свияжск), на себя  же взяла Москву, Псков и его окрестности.

Могучий собор Преображения Господня, что возвышается над Москва- рекой, еле вместился в объектив камеры Андрея Пономарёва, однако и в «мелких» фрагментах храма – его орнаментах, приделах - легко угадывался почерк псковских зодчих.

Отличительные черты мастерства наших каменщиков в церковном строительстве постоянно напоминали о себе – и в прогулках по святыням Москвы, и в поездках по Подмосковью, и даже во время случайных встреч… В начале 2011 года на Барановских чтениях (посвящены творческому наследию архитектора-реставратора Петра  Барановского), которые ежегодно проводят две кафедры Историко-архивного института (Кафедра региональной истории и краеведения и Кафедра москвоведения) совместно с Московским Краеведческим обществом, я познакомилась с архитектором Б.М. Винниковым, главным исследовательским интересом которого оказались работы каменных дел мастеров Пскова.

Наше знакомство закончилось тем, что на Пятых Всероссийских краеведческих чтениях (Москва, май 2011) Б.М. Винников прочитал доклад «Церковь Спаса Преображения в селе Остров – творение псковских зодчих». А на Вторых  Псковских региональных  краеведческих чтениях в Великих Луках (октябрь 2011 года) Борис Михайлович прочитал удивительный доклад «Постник Яковлев и «псковичи переведенные» в строительстве Московского государства» - это уже о тех псковских зодчих,  что были переселены в Москву в 1510 году и продолжали возводить храмы по всей Руси великой…      

Узнав, что село Остров расположено неподалёку от места, где я живу, я поставила себе целью непременно побывать там и самой сфотографировать работу псковичей. Случай представился только в один из февральских выходных…

История храма была мало изучена: у учёных, занимавшихся его исследованием, не вызывало сомнения лишь время его постройки – ХVI век.

Одним из немногих, кто почувствовал характер и «назначение» этого  собора, был наш Юрий Павлович Спегальский: он отметил, что важнейшей причиной, обусловившей появление подобных величественных  храмов, стала «появившаяся потребность в церквах – мемориальных  монументах, которые должны были производить ошеломляющее  впечатление своим внешним видом» (журнал «Архитектурное наследство», вып. 19, М., 1972).  

 Б.М. Винникову, всесторонне изучившему историю создания храмов, подобных этому, по летописным, научно-историческим и другого рода источникам, удалось более конкретно установить дату и «причину» постройки собора Преображения Господня – храма-памятника в честь избавления Москвы от нашествия Мухаммед-Гирея в 1521 году. О событиях в окрестностях Москвы (сёла Васильево, Остров, Коломенское, Кашира, Боровск, Воробьёво) в 1521 году говорит и Н.М. Карамзин.

Кроме того, у таких храмов было и другое назначение: в Смутное время они  входили в главную дозорную систему на юго-востоке Москвы.

Удалось Борису Михайловичу Винникову определить и строителей Преображенского собора, в числе которых и «псковичи переведенные».

Здесь ни к чему подробное описание исконно псковского типа церковной кладки, отражённой и в этом храме, - она видна невооружённым глазом:  бегунец и поребрик – на алтарных апсидах, а на барабанах главок обоих приделов (Святой Великомученицы Екатерины и Бессребреников Кира и  Иоанна) – ещё и валики.  

Тамара Вересова, краевед

Фото автора

ПЛН в телеграм
опрос
Где будете отдыхать на майских праздниках?
В опросе приняло участие 219 человек
Лента новостей